Лисовская Т.В.

Лисовская Т.В.

доктор педагогических наук, доцент,

начальник учебно-методического управления

Академии управления при Президенте Республики Беларусь

 

РАЗНОУРОВНЕВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПА ИНКЛЮЗИВНОСТИ

Лисовская. Разноуровневое содержание. (презентация)

Созданное правовое и научно-методическое обеспечения обучения детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) в Республике Беларусь и накопленный двадцатипятилетний опыт работы в условиях образовательной интеграции позволяет говорить об определенных достигнутых результатах в обучении данной категории детей. Однако специалисты понимают, что достигнутые успехи – это уже успехи прошлого, надежный фундамент, первооснова. Требуется кропотливая и серьезная работа, направленная на дальнейшее совершенствование содержательного аспекта обучения детей с ОПФР, что обусловлено несколькими факторами:

– современная система образования характеризуется не только развитием национальных традиций, но и включением в международную систему, осмыслением и принятием установок, обозначенных в документах различных международных организаций;

– развитие науки связано с трансдисциплинарностью, универсальностью используемых понятий, обменом профессиональными знаниями и взаимообогащению каждой из смежных наук, в том числе педагогики;

–  более 80% обучающихся с ОПФР в 2019 году получают образование в условиях образовательной интеграции;

– контингент детей, обучающихся в условиях интегрированного (инклюзивного, совместного) обучения, изменился: вариативнее и многообразнее стали сочетания нарушений у детей, увеличилось количество обучающихся, имеющих инвалидность (с тяжелой степенью выраженности нарушений), появились дети с новыми сочетаниями нарушений.

Актуальность исследования разноуровневого содержания обучения как условия формирования жизненных и социализационных навыков у детей дошкольного возраста с ОПФР обусловлена наличием противоречий:

– между признаваемой необходимостью совершенствования содержания обучения детей с ОПФР на основе формирования жизненных и социализационных навыков и недостаточностью научного осмысления разноуровневого содержания обучения таких детей на уровне дошкольного образования;

– между требованиями индивидуального осмысления при прогнозировании и проектировании содержания педагогической работы из-за вариативности сочетаний нарушений и предшествующих условий формирования жизненных и социализационных навыков у детей с ОПФР, определения сфер общих воздействий при групповой форме работы и необходимостью научного обоснования и разработки разноуровневого содержания обучения;

– между предпочтениями родителей, социума в усилении формирования компетенций практического характера у детей с ОПФР, необходимых для снижения зависимости от окружающих и максимально возможной самостоятельной жизни и недостаточностью методических разработок и алгоритмов по  повышению их социальной включенности.

Таким образом, актуальность исследования определяется, с одной стороны, гетерогенностью категории детей с ОПФР, а с другой – недостаточностью теоретического обоснования разноуровневого содержания обучения как условия формирования у них жизненных и социализационных навыков.

Категория детей с ОПФР очень вариативна и разнородна. Эти дети даже в рамках одной категории, например, с тяжелыми нарушениями речи, имеют очень различные потребности в обучении, а, следовательно, нуждаются в создании различных условий для их удовлетворения.  В научных исследованиях отмечается вариативность проявлений различных нарушений, а также ведется поиск психологических и педагогических оснований для выделения вариантов развития внутри определенной категории детей. Как правило, основанием для такого деления является структура трудностей (степень дефицита познавательных и социальных способностей), а также определение образовательных потребностей, как общих, так и особых для каждой группы нозологической категории.

Образовательной парадигмой выступает организация такого обучения, когда достигается соответствие цели и содержания обучения индивидуально-личностному смыслу. Одним из средств  реализации данного посыла является разработка разноуровневого содержания обучения детей дошкольного возраста с ОПФР.

Основанием для распределения детей с ОПФР на группы может служить уровень сформированности жизненных и социализационных навыков, а также определение условий для их дальнейшего формирования. При отборе содержания важным элементом является функциональность, которая подразумевает возможность немедленного использования навыка при необходимости. Жизненные и социализационные навыки являются средством достижения относительной жизненной автономности детей с ОПФР и подразумевают психосоциальное развитие ребенка.

Только при выявлении показателей функционирования обучающихся, находящихся на одном уровне, и сфер для индивидуального воздействия возможна оптимально эффективная организация образовательного процесса детей с ОПФР, предполагающая учет общих и особых образовательных потребностей. Таким образом, важным становится уровневый характер описания образовательных результатов при организации обучения детей с ОПФР.

Итак, теоретическими основаниями разноуровневого содержания обучения детей дошкольного возраста с ОПФР как условия формирования жизненных и социализационных навыков являются: транспредметная основа понятия «жизненные навыки», «социализационные навыки», дидактический принцип соответствия содержания обучения уровню развития ребенка; уровневый подход к оценке выраженности нарушений развития у ребенка с особенностями психофизического развития; уровневый характер описания образовательных результатов.

Жизненные и социализационные навыки у детей дошкольного с ОПФР являются результатом обучения и характеризуют способность к решению конкретных задач повседневной жизни и способность к полноте участия в жизни общества. На индивидуальном уровне состоят из таких компонентов, как включенность в группу, включенность в деятельность и субъективного компонента.

Исходным положением при создании разноуровневого содержания обучения детей дошкольного возраста с ОПФР стало понимание приоритета социального статуса ребенка с ОПФР путем освоения жизненных и социализационных навыков, которые предполагают включение в систему социальных отношений и доступной деятельности, повышение его субъектности. В основу выделения 4 уровней сформированности жизненных и социализационных навыков (сенсомоторный, конкретный, упорядоченный, достаточный) у детей дошкольного возраста с ОПФР положена дифференциация образовательных потребностей каждой категории детей. Разноуровневое содержание обучения на основе обучения жизненным и социализационным навыкам предполагают содержательное структурирование для 4 групп детей с разным уровнем сформированности жизненных и социализационных навыков. Следовательно, в основу дифференциации положены социальные основания, а не клинические, что позволит содержательно наполнить индивидуально-личностное обучение детей раннего и дошкольного возраста с ОПФР. Можно говорить о таком содержании обучения, в основе которого лежит обучение ребенка с ОПФР успешно функционировать, развивать значимые функции. Реализуется не номинативное, декларируемое, а истинное обучение.

 Таким образом, разноуровневое содержание обучения базируется на учете следующих социальных оснований: актуального состояния сформированности жизненных и социализационных навыков, образовательных потребностей ребенка, необходимых условий для их удовлетворения и на прогнозе педагогической работы, который учитывает разный уровень возможностей в обучении.